Главная  Публикации

Публикации

« Назад

О влиянии позитивного настроя  29.10.2013 01:42

 Автор: Стив Андреас и др.

Гари совершал пробежку после семинара, проходившего в Санта Круз (Калифорния). В свои тридцать восемь лет он готовился к соревнованиям по бегу на дистанцию в четверть мили. В тот день он бежал по мощеной сельской дороге, вдоль обеих сторон которой тянулись зеленеющие поля. Вдруг откуда ни возьмись, сзади появился грузовик, мчавшийся со скоростью более шестидесяти миль с час. Водитель не видел бегущего из-за небольшого подъема на дороге. Он попытался затормозить, но грузовик продолжал лететь дальше, и полученный Гари удар отбросил его на 120 футов в поле.

В первое время врачи в реанимации сомневались даже в том, выживет ли он после такого удара. Они провели первые две операции из тех шести, которые Гаи предстояло пережить. Когда опасность миновала, некоторые из этих врачей приходили навестить Гари в его палате. По их мнению единственной причиной, по которой Гари остался жить, было его прекрасное физическое состояние. Они сказали, что он никогда уже не сможет нормально ходить, не говоря уже о спортивной ходьбе и беге. На протяжении следующих двух лет Гари усиленно восстанавливал свою спортивную форму. Он буквально по кусочкам складывал свое покалеченное тело, преодолевая как острую физическую боль, так и сомнения врачей. В настоящее время Гари регулярно бегает и тренируется наравне с другими спортсменами.

Так что же произошло? Если бы здесь был доктор Берни Зигель, автор книги «Любовь, медицина и чудеса», он бы сказал, что врачи в данном случае просто использовали ту статистику, которую знали. Когда Гари на каталке был доставлен в операционную, никто из них не мог предположить, что он окажется редким исключением.

Гари — один из тех людей, которые использовали НЛП (примечание: НЛП - метод практической психологии "Нейро-лингвистическое программирование"), чтобы справиться с угрожающим жизни ранением. 

Гари всегда был спортсменом, заботящимся о своей физической форме. После несчастного случая у него возникла новая, очень личная мотивация к изучению методов восстановления спортивной формы после травм. Вместо того, чтобы жаловаться на превратности судьбы или составлять список людей, на которых следует подать в суд, или оценивать размеры пособия по инвалидности, на которое он мог рассчитывать, Гари решил исследовать характерные особенности тех спортсменов, которым удалось успешно пройти процесс реабилитации. Ведь он понимал, что подобные вещи случались и с другими спортсменами. Что они делали? Что делали те, которым удавалось полностью восстановить свою форму? Гари жил, руководствуясь одной из Предпосылок НЛП, которая гласит: тому, что умеет делать один человек, может научиться любой другой. И он решил научиться тому, что делали эти люди.

Кроме того, что он регулярно проходил весьма болезненные терапевтические процедуры, он разговаривал с людьми, оказавшимися в аналогичной ситуации. Он много читал и знаменитых спортсменах и о том, как им удавалось справиться со своими проблемами. Он читал их рассказы и пытался понять, какой внутренний настрой должен был лежать в основе их поведения. Его упорство привело к впечатляющим результатам. В конечном счете, Гари обнаружил шесть основных характерных черт, которые отличали каждого успешно восстановившегося спортсмена, с которым он разговаривал или о котором читал в книге, и он настроился применить из к себе.

Когда Гари поделился своими находками со специалистами, занимавшимися реабилитацией, его исследования получили их высокую оценку. Позже полученные им результаты были опубликованы в профессиональном журнале. Когда же он рассказал о своих открытиях коллегам, занимавшимся НЛП, его поразило то количество звонков, писем и обсуждений, которое было вызвано этими рассказами. Применяя сделанные Гари открытия в работе с представителями бизнеса, врачами и даже со школьниками, его коллеги обнаружили, что эти шесть характеристик могут оказаться полезными в таких непохожих друг на друга ситуациях, как воспитание детей, прыжки с шестом и политика. Те же самые шесть особенностей оказались основными чертами, присущими любому позитивному настрою. Будем ли мы рассматривать спортсмена, предпринимателя или руководителя, чем более твердой оказывается его позиция, тем в большей степени он использует все эти шесть элементов. Джек Швейгер, автор нашумевшего бестселлера «Волшебники нового рынка», посчитал эти характеристики настолько важными, что даже включил их описание в свою книгу в качестве одного из самых существенных элементов становления преуспевающего продавца.

 

Шесть характеристик устойчивого позитивного настроя

Давайте рассмотрим эти шесть характеристик позитивного настроя. При этом не забывайте о том, что ни одна из этих характеристик не может быть более важной, чем любая другая. Эти характеристики представлены в определенной последовательности, но только одновременное взаимодействие всех без исключения характеристик создает основу для устойчивого позитивного настроя.

 

I. Внутренняя мотивация

 

Первой особенностью, которую обнаружил Гари, оказалось направление внутренней мотивации спортсменов, проходящих реабилитационный процесс. Эти спортсмены двигались по направлению к совершенно конкретной цели и от вполне определенных неприятных последствий. Не было никаких голливудских образов или общего стремления победить и стать лучшим или нежелания выглядеть дураком. У каждого такого спортсмена было глубоко личное, конкретное и влекущее за собой представление о желанной цели или о неприятных последствиях. Например, молодая подающая надежды пловчиха выздоравливала после травмы. Она не просто хотела восстановить свое здоровье, она намеревалась состязаться за право получения стипендии колледжа. Ее мотивация была направлена на достижение этой цели. Другой случай: мужчина сорока двух лет проходил курс восстановительного лечения, чтобы остановить развитие артрита. Его мотивация была направлена на избегание возможных последствий этого заболевания, часто приводящего к инвалидности. Но лучшие спортсмены используют как мотивационную стратегию достижения, так и стратегию избегания. Сначала они живо представляют себе вполне определенные нежелательные последствия, которых следует избегать, а затем — желанную цель, которая ведет их вперед. Тем самым они достигают максимальной мотивации.

 

II. Ценность завышенных стандартов

 

Вторая особенность, которую заметил Гари в этих спортсменах, заключалась в том, что они всецело посвящали себя полному восстановлению собственных сил и здоровья. Эта цель становилась их путеводной звездой, их основным и окончательным стандартом. Они не собирались довольствоваться меньшим. На самом деле многие из них хотели не просто восстановить свои силы и здоровье, они рассчитывали на большее. Они стремились обрести даже лучшую форму, чем та, которая была у них до травм. Они знали, на что были способны, и не допускали даже мысли о чем-то меньшем. Эти спортсмены измеряли окончательные результаты, пользуясь собственными внутренними мерками. Они могли бы установить для себя более разумные планки, но никто из них не сделал этого. Они просто обязаны были сделать все, на что были способны.

Мы часто читаем или слышим о подобной одержимости желанием быть первым. Только задумайтесь. Ведь если бы вы предъявляли к себе максимально жесткие требования и в настоящий момент не имели того, к чему стремились, это наверняка стало бы поводом для разочарования. Спортсменам тоже нужен какой-то способ сохранять надежду на лучшее, несмотря на то, что они еще не достигли своих целей, тот способ, который будет помогать им двигаться вперед и добиваться того, чтобы все это свершилось в будущем. Третья и четвертая особенности дают ключи к этому способу. Именно в этом месте становится особенно очевидной необходимость совместной работы всех этих шести особенностей при создании позитивного внутреннего настроя.

 пси

 Консультирование: психологическое, карьерное, бизнес

III. Разбиение цели

 

Третья особенность, свойственная всем этим спортсменам, состоит в их способности полностью сосредоточиваться на процессе восстановления собственного здоровья и спортивной формы, разбивая его на мелкие шаги, следующие друг за другом. Иными словами, они умели разбивать проблему на задачи меньших размеров и выбирать их размер таким, чтобы задачи решались достаточно легко. Приходилось ли вам задумываться о масштабах усилий, необходимых для того, чтобы избавиться от последствий серьезной травмы, о той боли, разочаровании, затратах времени и сил, с которыми вы неизбежно столкнетесь, пытаясь просто вернуться к первоначальному состоянию? А что вы скажете об управлении крупным бизнес-проектом, ведь это и координация деятельности подразделений, и постоянная мотивация сотрудников, и отслеживание важных деталей, и попытки удержать все в одних руках? Если вы задумаетесь о всей работе, которую подразумевает тот или иной проект, она покажется вам безграничной. С другой стороны, если вы возьмете любой проект и, разбив его на отдельные задачи, начнете выполнять их одну за другой, тогда вы наверняка поймете, что завершить его — в ваших силах. Что же касается Гари Фариса, то он должен был выжить, прежде чем подняться на ноги, затем он должен был встать на ноги, прежде чем вновь научиться ходить, и, наконец, ему предстояло научиться ходить, прежде чем он побежит.

Но те спортсмены, о которых идет речь, разбивали свои проблемы на значительно более мелкие задачи. Увеличение количества приседаний от четырех до пяти или увеличение размаха движения на тренажере на один сантиметр становилось достижимой целью на день.

У такого разбиения сложных проблем есть два дополнительных преимущества. Во-первых, оно позволяет сосредоточиться на выполнении небольших задач, которые оказываются реально осуществимыми. Во-вторых, Гари и другие спортсмены, поведение которых он исследовал, получали огромное удовлетворение от завершения каждого из этих небольших шагов. С каждым таким шагом они переживали достижение очередного небольшого успеха, очередной вехи на пути к своей цели — полному восстановлению здоровья и формы. И каждый очередной шаг на этом пути превращался в новую цель, достижение которой приносило новое удовлетворение. Такая способность сосредоточиваться на конкретной достижимой цели и испытывать удовлетворение от достижения каждой такой небольшой цели укрепляет мотивацию и поддерживает желание продолжать движение.

 

 

IV. Объединение настоящего и будущего времен

 

Четвертая особенность, свойственная всем спортсменам, успешно прошедшим процесс реабилитации, заключалась в том, как они думали о времени, и эта особенность включала в себя два умения. Первое умение состоит в том, что, концентрируясь на мелких ежедневных задачах, эти спортсмены представляют их в настоящем времени. Они думают только о той задаче, которую выполняют сейчас. Арнольд Шварценеггер говорил, что во время тренировок упражнение, выполненное в состоянии сосредоточенности на том, что вы делаете, стоит десяти упражнений, выполненных с отвлечением.

Размышляя о неопределенности будущего, спортсмен может легко отвлечься или даже разочароваться. Например, если бы он с сомнением думал о будущем, задавая себе вопросы типа: «Смогу ли я вернуть былую форму?», — или: «Смогу ли я достичь успеха?» — он мог бы начать представлять себе проблемы и препятствия, которых вовсе не было, пока он не начал о них думать. Такие вопросы могут стать причиной негативной ориентации и снижения мотивации. Гораздо больше пользы в вопросах типа: «Что я могу сделать сейчас, чтобы достичь следующей вехи?» Когда спортсмены полностью вовлечены в переживание текущей ситуации, стараясь выполнить свою небольшую задачу как можно лучше, они предпринимают такие действия, которые позволяют им проявить свои лучшие качества. То же самое относится и ко всем нам.

Второе умение, касающееся представлений о времени, совершенно противоположно способности активно погружаться в текущий момент. Это умение живо и в деталях представлять себе позитивное будущее. Порой ориентация на будущее оказывается гораздо более полезной и мотивирующей, чем активное переживание настоящего. Любой спортсмен в процессе реабилитации после тяжелой травмы вынужден переживать ряд весьма болезненных моментов. В эти самые моменты полезнее всего мыслями перенестись вперед, в будущее, как можно более явственно представляя себе то вознаграждение, которое в конце концов принесут вам тяжкий труд и боль. Когда вы представляете себе свое тело здоровым, способным снова выполнять те разнообразные и сложные движения, которые так легко давались вам прежде, и заниматься тем делом, которое вам всегда нравилось, боль и усилия текущего момента начинают представляться незначительной ценой, которую необходимо уплатить за столь привлекательный результат. И пока ваше тело претерпевает процесс восстановления и обучения в настоящем, вы уже наслаждаетесь будущим. Такая привлекательная отдаленная цель будет вести вас вперед, превращаясь в прочную основу вашей мотивации в настоящем.

Устойчивая мотивация действительно объединяет эти два умения. В то же самое время, когда вы концентрируетесь на решении небольшой текущей задачи, вы можете видеть большую яркую картину своих будущих достижений, которая увлекает вас вперед.

 

 

V. Личная вовлеченность

 

Пятая особенность успешной реабилитации и позитивного настроя — личная вовлеченность спортсмена. Гари обнаружил, что чем более активно спортсмен участвовал в процессе собственной реабилитации, тем большую помощь он оказывал самому себе, а это, в свою очередь, значительно расширяло возможности полного выздоровления. Даже если это было такое простое действие, как прикладывание льда к воспаленному месту, его самостоятельное выполнение усиливало чувство личного участия в собственной судьбе.

Спортивная медицина, как и все другие отрасли в наш век технологий, превратилась в чрезвычайно сложную и специализированную область знаний, в которой есть свои многочисленные эксперты и авторитеты. Все эти врачи, терапевты, тренеры, медсестры и психологи зачастую тратят большую часть своей профессиональной жизни на овладение новыми профессиональными знаниями и навыками. Их авторитет вполне заслужен, но порой под напором этого авторитета спортсмены пассивно отдают себя в руки экспертов. Исследования, проведенные Гари, показали, что это серьезная ошибка. Ни пассивное согласие, ни бурное сопротивление не могут служить надежным способом восстановления былого мастерства. Спортсменам, как и всем нам, необходимо активно трудиться, при участии высококвалифицированных профессионалов, если мы хотим добиться чего-то стоящего.

Если вы задумаетесь над этим, то поймете, что в этом есть определенный смысл. Приходилось ли вам когда-нибудь, будучи членом команды, сидеть на «скамье запасных» во время важной игры или ответственного совещания? Вполне возможно, что это было разумным решением в то время. Но даже если вы переживали и волновались по поводу окончательного результата, вы тем не менее чувствовали себя отстраненным, как будто вас отделяла от места основного действия стеклянная стена. Вы находились рядом, но вы не принимали участия в игре. Вы не были ее частью. Когда мы участвуем, мы можем оказывать влияние происходящее. Мы чувствуем эту разницу. Участие усиливает чувство личной вовлеченности и концентрирует наши усилия. Оно делает нас более решительными и активными, что приносит еще более значительные награды в будущем. Самостоятельные действия, какими бы незначительными они ни были, имеют огромное значение.

 

 

VI. Сравнение себя с самим собой

 

Последняя шестая особенность, необходимая для успешной реабилитации и создания устойчивого позитивного настроя, состоит в том, как эти спортсмены судили о собственных действиях, какие сравнения они проводили. Спортивные комментаторы, приводимые в газетах статистические данные и болельщики постоянно провоцируют спортсменов к тому, чтобы те сравнивали себя и свои действия с личными качествами и мастерством других спортсменов — современников и мастеров прошлого. Хорошо, если спортсмен показал лучшие результаты, если же такое сравнение оказывается не в его пользу, то чаще всего он чувствует себя далеко не лучшим образом. Та же самая тенденция глубоко укоренилась во многих из нас. В детстве мы порой замечали сами, или нам на это указывали учителя, что одни дети оказывались более способными, другие — более спортивными, третьи — более симпатичными, четвертые — более общительными, чем мы. Мы могли находиться в верхней части одной шкалы, а проверка других наших качеств могла оказаться далеко не в нашу пользу. Когда мы вошли во взрослый мир, оказалось, что тенденция сравнивать себя с другими людьми не только не исчезла, но в некоторых случаях даже усилилась. Нам встречались люди, которые были более агрессивными или способными, или лучше знали, как вести себя в офисе, или лучше работали на компьютере, чем мы. Часто мы проводили эти сравнения неосознанно и автоматически. Мы сравниваем себя со звездами кино, с лидерами бизнеса, со своими соседями и с первым попавшимся нам на глаза. Мы склонны делать это на работе и дома, и продолжаем заниматься этим, не понимая, какую цену мы за это платим.

Спортсмены, проходящие процесс реабилитации, знают эту цену. Они знают, насколько важно не поддаваться этой привычке. Они понимают, что из-за своей травмы они не смогут «соответствовать». Они едва ли смогут сравниться даже со спортсменами-любителями. Это может изрядно расхолаживать и приводить в уныние, но они знают, что это так. Гари Фарис обнаружил, что вместо того, чтобы сравнивать себя с другими спортсменами, наиболее успешно продвигающиеся спортсмены следили исключительно за своим собственным прогрессом. Они сравнивали себя с самим собой. Они задавали себе вопросы типа: «Как далеко я продвинулся по сравнению со вчерашним днем или с прошлой неделей? По сравнению с прошлым месяцем? С прошлым годом?» Каждый из нас также может научиться этому. Мы можем научиться оценивать собственный прогресс, ориентируясь на собственный процесс развития, касается ли это спорта, работы или наших домашних занятий.

Это одно из тех открытий, которое применимо не только к позитивному внутреннему настрою, но и практически ко всем аспектам нашей жизни. Лучшие ораторы иногда задают вопрос: «Что бы вы сделали, если бы знали, что можете потерпеть неудачу?» — несомненно, провокационный и стимулирующий вопрос. И все таки каждый человек, который сначала пробовал и учился, а затем овладел в совершенстве каким-нибудь видом спорта, профессией или музыкальным инструментом, знает, что в основе любого успеха лежат многочисленные неудачи. Помните ли вы, как начинались ваши занятия гольфом, теннисом или гитарой? Должно быть, ваше воображение тогда переполняли образы будущих успехов. Возможно, вы представляли себе, как легко и практически без усилий вы посылаете шарик точно в цель, или слышали, как из-под ваших пальцев рождаются красивые и чистые звуки. Быть может, вам повезло и вы действительно смогли испытать красоту и радостное волнение первые несколько раз. Но затем реальность все равно брала свое. Красивые результаты оказываются достижимыми на любом из выбранных вами инструментов, будь то теннисная ракетка, струнный инструмент или клавиатура компьютера. Однако цена таких результатов — длительное обучение и упорство в освоении выбранного инструмента. Многие из нас в свое время посчитали музыкальные инструменты слишком сложными для изучения и занялись не менее сложным гольфом или теннисом, или другим видом спорта. Они превратились в наше увлечение на многие годы, доставляя нам не только разочарование, но и удовольствие. Чем же отличались те вещи, от которых мы отказались, от тех занятий, которые стали нашими многолетними увлечениями? Если руководствоваться исследованиями, проведенными Гари, то по крайней мере частично отличие определяется тем, как быстро мы начинаем чувствовать прогресс. Как быстро шарик начал попадать точно в цель? Как скоро мы ощутили первый намек на способности? Это ощущение прогресса возникает из сравнения того, как мы начинали, с нашими текущими достижениями. Другими словами, из сравнения себя с самим собой.

Но изо дня в день газеты, благонамеренные учителя и тренеры и даже другие студенты и ученики напоминают нам и нашим детям о том, что существуют люди, которые в некоторых вещах нас превосходят, но есть и люди, которые оказываются в чем-то нас слабее. Если ребенок начинает показывать хорошие результаты в гимнастике, некоторые родители немедленно начинают строить далеко идущие планы олимпийских побед. Если рисунки ребенка свидетельствуют о наличии природного таланта, некоторые начинают проводить параллели с Пикассо.

Поскольку в нашем обществе так любят сравнивать себя с другими людьми, в этом должно быть что-то положительное. Так оно и есть. Чужие достижения показывают нам, на что способен человек. Они оказываются также ценными примерами того, каким путем можно прийти к тому же результату. Изучив особенности мышления и физического поведения этих людей, мы можем узнать и наши возможности, и как их можно реализовать.

Каким бы ценным ни было сравнение себя с другими людьми, в нем скрывается и серьезная опасность. Когда человек замечает огромное различие в способностях, он может прийти к заключению: «Я никогда не смогу сделать этого», — или: «Наверняка у него врожденный талант». И если ваш ребенок с самого начала занятий математикой или другой наукой не показал многообещающих результатов, то второго шанса у него может уже и не быть из-за сравнений, которые разрушают всякие надежды. Возникает преждевременное заключение: «У меня нет к этому никаких способностей». Все это может убить всякое желание продолжать обучение. Это может охладить ту радость достижений, которая вдохновляла молодого Пикассо, Мэри Лу Реттон, проявлявшего полную неспособность к математике Альберта Эйнштейна и даже суперзвезду баскетбола Майкла Джордана постоянно улучшать свои результаты.

И помните: королевская дорога к успеху измеряется нашим собственным прогрессом. Если наши дети руководствуются в своем поведении и мышлении результатами сравнения себя с самим собой, они могут относиться к чужим достижениям, как к источнику вдохновения, образцу для подражания и источнику информации о их собственном развитии, но не как к объекту для зависти или ревности. Они научатся радоваться чужим успехам, которые могут служить ориентирами для развития их собственных способностей. Позже они скорее всего сами станут образцами успеха для будущих поколений. Они будут высоко ценить собственный успех, познав его в полной мере. Научив своих детей сравнивать себя с самим собой, вы сделаете им наилучший подарок из всех тех, что вы можете им подарить.

Итак, шесть характерных черт, отличавших спортсменов, которые удачно проходили процесс реабилитации, и свойственных устойчивому позитивному внутреннему настрою, суть внутренняя мотивация, ценность завышенных стандартов, разбиение целей, гибкое восприятие времени, личная вовлеченность и сравнение себя с самим собой. Вместе эти элементы создают неосознаваемый и привлекательный внутренний образ успеха. Они служат гарантией позитивного внутреннего настроя. Без них новые достижения в жизни могут стать почти невозможными.

 

Этот подход можно использовать, при достижении любой значимой цели! Не правда ли?

пси

Консультирование: психологическое, карьерное, бизнес

 

УПРАЖНЕНИЕ: УСВОЕНИЕ ПОЗИТИВНОГО ВНУТРЕННЕГО НАСТРОЯ:

Выберите время и найдите такое тихое место, в котором вас не побеспокоят в течение двадцати или тридцати минут.

  1. Выберите ситуацию. Прежде всего, подумайте о конкретной ситуации в своей жизни, в которой вам хотелось бы иметь более устойчивый позитивный внутренний настрой. Если вам хочется иметь такой настрой всегда, то подумайте о конкретной ситуации, в которую вы хотели бы внести такой настрой в первую очередь. Это может быть уже знакомая вам ситуация из вашего прошлого, с которой вы предполагаете столкнуться в будущем и хотели бы пережить ее по-новому. Или это может быть будущая ситуация, которая по вашему мнению должна скоро возникнуть. Что бы это ни было, мысленно перейдите в тот момент времени, который непосредственно предшествовал выбранной вами ситуации, чтобы ваш новый позитивный внутренний настрой появился у вас как раз к тому моменту, когда в нем возникнет необходимость.
  2. Увидьте себя. Начните с того, что мысленно увидьте самого себя — «другого Я» — как раз перед началом выбранной вами ситуации. Вы будете наблюдать за этим «другим Я», который будет осваивать новую стратегию. Вам следует убедиться в том, что вас полностью устраивает все, что вы видели и слышали, прежде чем вновь приобретенные умения «другого Я» станут вашими.
  3. Мотивация. Посмотрите со стороны за тем, как «другой Я» отбирает те моменты, которых следует избегать в данной ситуации. После этого проследите за тем, чтобы «другого Я» действительно привлекали те конкретные результаты, к которым вы стремитесь в этой ситуации. Живо представьте себе желаемые результаты и то, чего хотели бы избежать, в виде ярких, цветных и волнующих фильмов. Вы в буквальном смысле создаете сейчас свое будущее, вы формируете направление мотивации и устанавливаете внутренние цели.
  4. Высокие стандарты. Продолжая удерживать «другого Я» в своем воображении, посмотрите, как он начинает совершенствовать свою цель, устанавливая более высокую планку для успеха.

    Решите для себя: «Я не соглашусь на меньшее». Посмотрите, как «другой Я» переполняется желанием достичь полного успеха, которое подобно магниту увлекает его вперед. И вы будете знать, что эта ценность все еще в нем, когда начнете замечать расслабленную решимость во всем его теле и искорки радости в его глазах.

  5. Разбиение целей. Посмотрите, как «другой Я» практикуется в умении сначала видеть «большую картину», а затем сосредоточивать свое внимание на отдельных ее аспектах, осуществление которых оказывается возможным уже сейчас. Понаблюдайте за тем, как «другой Я» испытывает радость при завершении каждого отдельного шага на пути к большой цели. Просто смотрите и слушайте, как будто вы смотрите фильм.
  6. Объединение настоящего и будущего. Посмотрите, как «другой Я» легко задерживается в настоящем, концентрируя свое внимание на мелких текущих задачах. Если же ему приходится сталкиваться с трудностями и болью, «другой Я» переключается на будущее, чтобы лучше представить себе то вознаграждение, которое сулят ему нынешний дискомфорт и усилия. Понаблюдайте за тем, как это умение «другого Я» свободно переключаться с одного времени на другое непроизвольно реализуется в самых различных моментах. Порадуйтесь увиденным результатам.
  7. Личная вовлеченность. Посмотрите, как «другой Я» берет на себя ответственность за собственную жизнь и полностью посвящает себя решению проблем и продвижению к успеху, как в нем проявляется постепенно нарастающая решимость играть активную роль в процессе достижения своей цели.
  8. Сравнение с самим собой. Посмотрите и послушайте, как «другой Я» спрашивает: «Как далеко я продвинулся по сравнению со вчерашним днем? По сравнению с прошлой неделей? По сравнению с тем, как я начинал?» Заметьте, как замеченное продвижение радует и вдохновляет «другого Я».
  9. Настройки. Пусть пелена тумана на некоторое время скроет от вас «другого Я». И пока он находится за пеленой тумана, ваше мудрое подсознание может объединить эти новые умения со всеми другими элементами ваших мыслей, чувств и жизни в целом, чтобы внутри вас естественно и гармонично возник устойчивый позитивный внутренний настрой. Каждый человек уникален в том, как он использует эти шесть элементов позитивного внутреннего настроя. И каждому человеку необходимо провести специальную настройку, определяющую, каким именно образом эти элементы будут проявляться в реальном мире. Большая часть этих настроек произойдет подсознательно, поэтому вам нет необходимости сознательно участвовать в этом процессе. Просто любуйтесь туманом, пока все части вашей личности будут решать, как лучше всего использовать ту информацию, которую получил «другой Я». Когда процесс объединения завершится, туман постепенно рассеется, и вы увидите «другого Я» полностью и с удовлетворением усвоившим этот новый настрой. Если этот процесс займет всего несколько мгновений, пусть будет так. У многих людей все эти элементы уже имеются, и остается их только объединить. У других же все эти вещи представляют огромный пласт новых знаний, поэтому чтобы сделать внесенные изменения длительными и устойчивыми, необходимо более тщательно провести процесс объединения, который может занять гораздо больше времени.
  10. Проверка. Когда вы смотрите на «другого Я» с его позитивным внутренним настроем, хотите ли вы стать таким человеком, переняв все его умения и настрой? Если нет, пусть туман снова сомкнется, скрыв от вас «другого Я», чтобы добавить ему те качества, которые вы считаете важными и необходимыми.
  11. Интеграция. Когда вы убедитесь в том, что вы действительно хотите стать таким, как «другой Я», пусть он подойдет к вам и войдет в вас, чтобы все новые умения оказались внутри вас, превратившись в часть вашей личности. Некоторые люди замечают, что если они при этом вытянут руки по направлению к «другому Я», возьмут его и притянут к своей груди, взяв его внутрь себя, то это усиливает ощущения и полученный результат. Некоторые при этом испытывают легкую дрожь или другие приятные ощущения. Каким бы способом вы ни вносили «другого Я» внутрь себя, вы полностью завершили этот процесс, и все его умения стали частью вашей личности.
  12. Планирование будущего. Осталась единственная вещь — решить, когда и где именно этот позитивный внутренний настрой должен активно проявить себя. Когда вам понадобится этот настрой в особенно интенсивной форме? Обратите внимание на свою реакцию, которая возникает, когда вы думаете об этих будущих ситуациях, и порадуйтесь тому ощущению свободы при выборе этой реакции, которое возникло в результате позитивного внутреннего настроя.